fbpx
8 800 250 45 40 служба контроля качества
Все блоги
Леонид Карпенко
Руководитель "Академии"
02 Окт 2020

Начинаем знакомство с Академией Кофемашины

Когда тебя что-то мучает, ты либо миришься с этим, либо пытаешься изменить это. Меня всегда мучил общий подход к обучению в России — когда тебя бросают в воду, если ты выплыл — отлично, нет — твоя проблема. Теперь я могу влиять на подход к обучению в нашей компании, это очень круто. И вот здесь будет уместно рассказать, кто я вообще такой и как я оказался в Академии Кофемашины.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ ДЛЯ МЕНЯ

Несколько лет назад, когда я работал менеджером «Кофемашины» на Окатовой во Владивостоке, мне (и двум другими действующими менеджерам) предложили поучаствовать в обучении нового менеджера в сети. В то время в компании не было чёткого плана обучения, просто опытные сотрудники передавали свои знания новобранцам.

Не обошлось без заминок, но мы составили программу и обучили первого менеджера-стажёра. Это оказалось интересно. Потом были два сотрудника краснодарской «Кофемашины», которых мы отстажировали во Владивостоке — от них получили первый крутой фидбэк, ребятам дико понравилось, хотя на тот момент всё было далеко от идеала.

Воодушевлённые мы продолжали оттачивать программу, постоянно улучшали её, следили за отзывами стажёров. О деньгах за обучение речи не шло, это был своеобразный вклад в своё развитие. Уже тогда я понимал, что занимаюсь очень важным делом, потому что квалификация менеджера — это основа эффективной работы кофейни. И в дальнейшем курс «Менеджер автокафе» стал фундаментом, на котором по кирпичикам строится образовательная программа Академии.

ДЛЯ ЧЕГО ПОНАДОБИЛАСЬ АКАДЕМИЯ

Как я уже говорил, раньше не было чёткого плана обучения, но вот огромное количество внутренних стандартов и регламентов было всегда. При этом постоянно появлялись какие-то нововведения, которые нужно было доводить до сотрудников. И в определённый момент возникла потребность в систематизации всех правил и процессов. Этим масштабным проектом занялись наш операционный директор Владимир Харченков и менеджер по стандартам Константин Водолазов.

Если создать стандарт (свода правил) — это первый шаг, написать регламент (инструкцию о том, как применить стандарт) — второй, то «оживить» регламент и в доступной форме донести его содержание до сотрудников — третий шаг, которого не хватало.

Чтобы ввести этот ключевой шаг, аккумулировать все знания компании, сделать процесс обучения системным и контролируемым — нужно было создать единую образовательную среду.

КОНЕЦ МОЕЙ КАРЬЕРЫ В КОФЕЙНЕ

Пока я продолжал работать менеджером и заниматься обучением в полях, в офисе компании создавалась Академия. Все силы я направлял на развитие своей обучающей программы, было время, когда одновременно стажировал по два менеджера. Наступил момент, когда вертикального развития в должности менеджера я уже не видел. Чтобы остаться в компании, оставался один вариант — развиваться горизонтально.

МНЕ СКАЗАЛИ: «МЫ СОЗДАЁМ АКАДЕМИЮ, НАМ НУЖЕН РУКОВОДИТЕЛЬ»

— Ты проявил активность и делал всё на добровольческих началах, хочешь руководить Академией?

А я к этому почти год шёл. Год идей, стараний, планов прошёл с того момента, когда я впервые попробовал написать программу обучения и передать свои знания другому человеку. Для меня это вообще самая крутая штука — принимать участие в создании чего-то большого, когда тебе дают возможность фантазировать и воплощать свои идеи в жизнь. Но у меня, конечно же, сразу возник вопрос:

— А что конкретно я буду делать?

— Вот возьми и придумай, что ты будешь делать, — ответил мне наш операционный директор Владимир Харченков.

Я сам составлял собственную должностную инструкцию, ставил себе задачи и определял свой путь — получилась такая практическая и одновременно творческая работа. Конечно, всё это потом было откорректировано Владимиром и HR-службой, но это было крутое начало.

Летом 2019 года Академия Кофемашины «открыла свои двери» — в кавычках, потому что пока у нас нет собственной площадки с реальными дверьми.

ЧЕМ ЖЕ Я ВСЁ-ТАКИ ЗАНИМАЮСЬ

Академия — это система управления знаниями, накопленными в компании за долгие годы, и инновациями, которые создаются в процессе. Как руководитель я полностью обеспечиваю работоспособность этой системы.

Как тренинг-менеджер разрабатываю обучающие программы и видеоматериалы, создаю уроки и аттестации. Прямо сейчас работаю над своим тренингом «Учись обучать» для менеджеров нашей сети. Корректирую курсы других тренеров, помогаю сотрудникам управляющей компании проводить мастер-классы.

Когда мы только начинали, была некоторая неразбериха в том, кто и за что отвечает в образовательной структуре. Например, отдел контроля качества придумывал и принимал экзамены. Но ведь ОКК — это своего рода полиция, она должна следить за порядком, а не учить наводить порядок. Сегодня структура Академии логична и выверена. В ней задействованы самые разные специалисты — операционный директор, HR-служба, маркетологи и многие другие.

Программы не берутся из воздуха, как я писал выше, в компании есть стандарты и регламенты, которые обретают форму благодаря Константину Водолазову. Думаю, можно сказать, что Костя — автор учебников (а в случае со своим авторским курсом — ещё и учитель), а я — завуч, который выбирает программы обучения, чтобы эффективно донести знания до учеников.

НАШЕ ВРЕМЯ

Сейчас в Академии есть разные программы, на которых мы готовим к работе новичков, и самостоятельные курсы, на которых прокачиваем скиллы уже действующих сотрудников.

Например, месячный курс «Менеджер» для обучения менеджеров франчайзи включает углублённые занятия не только по работе в кофейне (на кухне, на баре и на кассе), но и по маркетингу, строительству, инженерии, бухгалтерии.

Есть «Курс бариста» от бренд-бариста сети Владимира Кузьменко, «Пищевая безопасность» от менеджера по стандартам Константина Водолазова, «Работа с iiko и учёт в программе» от главного технолога сети Виктории Потаповой.

Разработана программа для тренеров-менеджеров, которые совмещают свою работу в кофейне с обучением новых менеджеров в полях. И аналогичная программа для линейных сотрудников — они становятся тренерами и обучают на местах других линейных сотрудников. А ещё есть мотивационные тренинги «Будильники», которые менеджеры проводят для своих ребят в кофейне перед началом смены, — они всегда короткие и нужны, чтобы зарядить команду на рабочий день. Направленность «Будильников» может быть разной — гостеприимство, крутой сервис, командный дух, продажи, отработка возражений, что угодно.

С 2019 года внедрена практика удалённой аттестации, когда мы по камерам наблюдаем за процессом сдачи теоретических и практических экзаменов. Этим летом появились выездные обучающие сессии для партнёров во всех уголках России (например, в рамках ввода нового меню). Работа с удалёнными регионами это вообще тема для отдельной статьи.

Запущен корпоративный портал — единая информационная среда для сотрудников и партнёров «Кофемашины» по всей стране. В нём уже имеются все инструменты, чтобы обучить и аттестовать сотрудников любой, даже отдалённой кофейни. Внедрена система грейдов (должностей) сотрудников, которая позволяет обучать сотрудников точечно и контролировать уровень их компетенций.

ЧТО ВПЕРЕДИ?

В работе всегда есть новые тренинги, сейчас это «Учись обучать», курс по технике безопасности на рабочем месте (с видеоуроками и живыми мастер-классами), welcome day и программа обучения для сотрудников кофеен новых форматов.

Мы уже вывели на внешний рынок курс «Бариста» и продолжаем адаптировать для широкой аудитории (более широкой, чем сотрудники «Кофемашины») другие образовательные продукты.

А ещё впереди мой блог, ведь об Академии я могу (и буду) рассказывать бесконечно!