Стремление многих наших франчайзи открыть кофейню в своём городе, а желательно ещё и ближе к его центру, абсолютно понятное. Но иногда это может быть не лучшим решением — сегодня я расскажу почему и поделюсь одной простой, но не для всех очевидной возможностью, которая позволит расширить диапазон поиска участка и открыть прибыльную автокофейню в любом регионе.
Начну с очень хорошего примера
В селе Вольно-Надеждинское Приморского края проживает около 9 тысяч жителей, но местная «Кофемашина» по объёму выручки занимает второе место среди всех автокофеен нашей сети, а их на сегодняшний день 60 — в 19 населённых пунктах, в 5 регионах России. Почему? Она расположена на первой линии трассы А370 «Уссури» — автомобильной дороги федерального значения.
Но вернусь к причинам, по которым мы не всегда рекомендуем открывать автокофейню в черте города
Центр города — это, как правило, территория пешеходов. И если франчайзи планирует открывать наш классический формат кофейни с окошком для автомобилистов, то ориентироваться нужно на места с плотным транспортным потоком.
Цена на недвижимость в городе обычно высока, и найти хороший участок выходит не так просто, как хотелось бы франчайзи.
К тому же, если город большой, то в нём, скорее всего, существует чёткое разделение на районы, в каждом из которых есть своя инфраструктура и интенсивное дорожное движение. Житель мегаполиса вряд ли поедет за стаканом кофе в другой район, он найдёт то, что ему нужно, в своём. Поэтому, открывая автокофейню в определённом районе, нужно быть готовым к тому, что знать о ней будут в основном только его жители.
Что мы предлагаем рассматривать в первую очередь?
Участки на въезде-выезде из города, в пригороде и в небольших населённых пунктах, расположенных рядом с городом. Конечно, в разных регионах разный земельный рынок — никогда не угадаешь, где участков будет много, а где мало. Но по нашему опыту, в деревнях и маленьких городах больше возможностей найти участок, чем в городах-миллионниках. Всё просто — в крупных городах число предпринимателей из разных сегментов значительно превышает количество существующих участков, конкуренция очень высока. Чем меньше город, тем «приятнее» процентное соотношение между ними, тем легче найти привлекательный участок.
Ещё один плюс размещения за пределами города — отсутствие конкуренции
Отправляясь в поездку на автомобиле, водители и пассажиры планируют перекусить «где-нибудь по пути», но в дороге понимают, что поесть-то и негде. По большому счету, рынок придорожного питания не развит во всех регионах нашей страны. По данным портала «Дорога7», на отрезке трассы М7 «Волга» протяженностью 409 км, от Москвы до Нижнего Новгорода, размещено порядка 1700 объектов придорожной инфраструктуры, в том числе кафе, — это самая укомплектованная автодорога в России, и она скорее исключение из правил.
Итак, автомобилисты ищут кафе вдоль трассы, но им попадаются либо магазины, либо чебуреки, либо шашлычные, многие из которых выглядят сомнительно. И тут они видят домик на хорошо асфальтированной территории, с размеченным съездом и заездом, окрашенными бордюрами, парковочными местами, озеленением, а иногда и с качелями или лавочками, с урнами, фонарями по всему периметру — то есть не обычный пит-стоп, а массивную, подсвеченную, красивую инфраструктурную единицу. Это нетипичный случай для российской придорожной истории, поэтому «Кофемашина» привлекает внимание и внушает доверие.
Если в городе автомобилист может предпочесть автокофейне классическую кофейню с посадкой в зале, то на трассах у «Кофемашины» практически нет конкуренции, потому что даже известные фаст-фуд-бренды вроде «МакАвто», работающие в формате drive-thru (с окошком для автомобилистов), обычно не выбираются далеко за пределы крупных городов.
Разумеется, подходит далеко не любой участок и даже не любой населённый пункт. На что ориентироваться при поиске участка?
Я рекомендую рассматривать ключевые артерии — трассы регионального или федерального значения. Выбирать оживлённые маршруты, по которым ежедневно проходит большой пассажиропоток, и начинать поиски вдоль трассы и в близлежащих населённых пунктах.
Не стоит привязываться к сезону, ведь автокофейня работает круглый год. Если трасса ведёт к морю, то это станет хорошим бонусом в сезон, но и в остальное время она должна быть востребована. Также нет смысла размещать объект внутри деревни, если трасса не проходит прямо через населённый пункт.
Обращать внимание на то, благоустроен ли участок, нужно ли делать отсыпку щебнем и проводить коммуникации, готов ли собственник к долгосрочной аренде.
На этом же этапе нужно понимать, как франчайзи планирует решать кадровый вопрос. Если участок расположен в деревне, то получится ли набрать персонал из числа местных жителей или привозить сотрудников из ближайшего города.
И принимать решение, исходя из всех факторов — расположения, стоимости аренды, объёма работы по благоустройству, возможности сформировать надёжную команду. Возможно, подходящий участок будет расположен немного дальше от города, чем рассчитывал франчайзи, но лишние 20 минут на дорогу к нему будут нивелироваться другими параметрами.
Разобраться с потенциалом участка самостоятельно может быть непросто, поэтому мы помогаем с поиском и консультируем франчайзи по этим вопросам.
Как измерить интенсивность дорожного движения
Остановлюсь на этом пункте отдельно, ведь трафик, проходящий через участок, имеет ключевое значение. Существуют специальные сервисы замера интенсивности движения, но франчайзи «Кофемашины» пользуются нашей проверенной методикой — три раза в неделю, в определённые часы, приезжают на место и замеряют трафик самостоятельно или доверяют это помощнику.
Вот такой лайфхак для выбора перспективного участка под автокафе — советую взять на заметку и воспользоваться.