28 февраля офисный десант «Кофемашины» в составе 13 человек высадился в Сеуле для выполнения гастромиссии — знакомства с местными заведениями разных форматов и расширением собственных фуд-горизонтов.
Как мы на это решились? Наш бренд-шеф Сергей Леванов давно мечтал отправиться куда-нибудь за вдохновением, например в США. Пока однажды HR-директор Татьяна Завгородняя не сказала, что Америка — это круто, но вообще-то нам до Азии рукой подать, почему бы не отправиться в Корею? «Крутая идея, едем!» — ответил генеральный директор Дмитрий Лутченко, и мы поехали.
Наш маркетолог-путешественник Анастасия Сивкова ещё прошлым летом побывала в Сеуле и заранее отметила интересные места, а накануне поездки мы изучили много материалов на тематических ресурсах и дополнили список.
Нас интересовало три типа заведений:
- Крупные сетевые кафе с масштабированными решениями (упаковка, эргономичная расстановка оборудования и прочее).
- Уютные кофейни со своей культурой, авторскими решениями, интересными деталями в интерьере.
- Уличная еда формата to go, которая могла бы понравиться нашим гостям.
В двух словах — гастротур удался! А в большем количестве слов свои впечатления описали участники поездки.
Дмитрий Лутченко, генеральный директор сети Coffee Machine
«Больше всего понравилась укомплектованность «Старбаксов» и то, как они мастерски встраиваются в любое помещение, сохраняя фирменный стиль и атмосферу. Отличаются выбором десертов и блюд на витрине, за счет чего не надоедают, как «Макдональдс». Понравился новый формат Starbucks Reserve — стильной, дорогой атмосферой и совмещением классических и альтернативных способов приготовления кофе. Это именно то, что мы собираемся делать в нашем новом проекте Coffee Machine LAB.
Впечатлила квалификация бариста в небольших несетевых кофейнях, внешний вид таких заведений, их минималистичные и странные логотипы. Среди мест, соответствующих нашему формату (без рамена и соджу), вкуснее всего мне было в месте под названием Fritz (в крошечном помещении целый кондитерский цех совмещен с крутой кофейней) и в кафе с паровыми булочками. А ещё произвело впечатление, как Сергей Леванов вытаскивает игрушки из автомата — не знал, что это вообще возможно, преклоняюсь перед мастерством гуру.
Было очень полезно познакомиться с насыщенным и конкурентным рынком. Я почерпнул много фишек по внутреннему оформлению (особенно были полезны те, которые используют ВСЕ, только в разных формах). Стало понятно, куда двигаться в плане меню и выпечки, и в целом сложилось представление о концепции нашего нового проекта».
Сергей Леванов, бренд-шеф:
«Я уже бывал в Азии, но Корея — самая необычная страна. Мне понравилось, что банальные продукты приготовлены со своим колоритом, поэтому знакомый вкус играет по-другому. Они заморочены на красивой подаче — это одна из главных фишек, которую я подметил в Корее. Вкус может быть примерно одинаковый, но как ты подашь продукт, так люди к тебе и пойдут. Поразило разнообразие еды — от стритфуда до авторских заведений. Я наконец попробовал знаменитый местный десерт, который невозможно найти в других странах, потому что мука для него есть только в Корее. Корейцы вообще фанаты выпечки. Я не был во Франции, прародительнице круассана, но думаю, они уже догнали и даже обошли французов в этом деле».
Татьяна Завгородняя, HR-директор:
«Поездка большой компанией стала для нас отличным приключением. Организовать такую толпу непросто, но мы справились и получили классное командообразующее мероприятие. Это ценный опыт для людей, ещё не выезжавших за границу, которые были в нашей группе. И здорово, что именно «Кофемашина» помогла им сделать первый шажочек в направлении путешествий. Видеть на их лицах изумлённые глаза и довольные улыбки — очень круто. Это как быть человеком, открывающим новую землю, только мы открыли для этих людей новый «пласт» жизни. Бренд-шеф вернулся вдохновлённый, с массой идей. Мы точно взяли для себя из этой поездки гораздо больше, чем вложили в неё. Паровые булки — вкуснее всего!»
Константин Водолазов, менеджер по стандартизации:
«Эмоционально это было очень круто — мой первый полёт, первый раз в мегаполисе. Подобралась суперкомпания, поэтому поездка была максимально комфортной, доброй, веселой и интересной. Мне понравилось ощущать себя в большом городе, где инфраструктура проработана под человека и где все достаточно логично, если не паниковать, боясь потеряться, как это делал я. Понравилось, как продумана эргономика пространства заведений, комфортно находиться было практически везде — ты никого не толкаешь, когда идешь, везде есть логически понятные указатели, стойки самообслуживания, розетки и хороший свет. Индустриальный дизайн в сочетании с большим количеством зелени и света, лаконичный и продуманный мерч, стильная форма персонала (в авторских кофейнях вообще нет формы, но одежда подобрана так, что ты понимаешь — это сотрудник заведения). Я посмотрел, как работают люди и чем руководствуются, увидел механику взаимодействия с гостями, разные форматы заведений, конкретные дизайнерские решения, фишки заведений, упаковку и т.д. Больше всего понравилось место Fritz, как оказалось — лучшая кофейня Сеула».
Анастасия Сивкова, директор по маркетингу:
«Я обожаю Корею и готова ездить туда бесконечно, потому что там всё безумно мило и сделано для людей — они никуда не спешат, кайфуют от жизни и пьют кофеёк. Эта страна богата собственными сетевыми кофейнями, хороший кофе продаётся даже в супермаркетах — ты можешь налить его в стакан поверх льда и пить в дороге. Нам близка эта культура, ведь мы за свободу передвижения, за то, чтобы кофе всегда был с тобой. Так вот: в Корее кофе действительно на каждом шагу. Согласна с Сергеем: лучшие круассаны в жизни я попробовала там, в кафе Fritz. Это вообще самое интересное место — все рабочие зоны (пекарня, кухня, мойка, бар, касса) расположены по кругу, и каждый час пять сотрудников меняются рабочими местами по часовой стрелке. Получается, каждый из них знает все станции, может выполнять любую работу и выглядит супергероем, способным ответить гостю на любой вопрос».
Дарья Лалетина, маркетолог:
«Корея идеально подходит для гастротрипа. Там традиционные заведения и уличная еда, сети мировые и локальные, развитые в Корее до уровня Starbucks. Весь колорит можно прочувствовать в одном городе. Есть целые кварталы и районы интересных заведений. Идешь по улице, смотришь налево и направо — везде кафе, и каждое интересно оформлено, у каждого своя концепция — от маленьких уютных кафешек с посадкой на 4 человека до 5-этажных кофеен. В Сеуле очень развита кофейная культура, поэтому даже в этих огромных кофейнях мы наблюдали полную посадку».
А вот и обещанный список заведений в Сеуле, которые особенно нас впечатлили и которые мы рекомендуем вам посетить.
FRITZ COMPANY COFFEE & BREAD (17, Saechang-ro 2-gil, Mapo-gu)
Вы могли заметить, как нас вдохновила эта маленькая и уютная кофейня, расположенная на первом этаже музея современного искусства в районе старой деревни. Внутри нет места для рассадки, поэтому во внутреннем дворе, мощенном брусчаткой, среди деревьев, стоит большой стеклянный павильон со столиками, стилизованный под традиционный корейский домик. На открытой кухней выпекают самые вкусные булочки и круассаны, которые большинству из нас довелось попробовать.
MORE THAN LESS (24, Itaewon-ro 49-gil, Yongsan-gu)
Не просто кофейня, а место для тусовок. Альтернатива и классический кофе, вкусные десерты (печенье с чаем матча, брауни, большие воздушные кексы). Интересная посадка ступеньками — люди сидят друг над другом, а между ними стоят столики. Есть диджейский пульт, за которым играют классную современную музыку. Зона со стильным мерчем и товарами, которые нестыдно привезти в подарок из другой страны.
BAOBAR (1 Noksapyeong-daero 40na-gil, Itaewon 1(il)-dong, Yongsan-gu)
Бар, к котором подают паровые булочки, разрезанные пополам и нашпигованные разнообразными начинками. Бао с грибами и трюфельным маслом признаны нашей командой «божественными». Анастасия Сивкова, искушенная азиатской кухней, отметила, что это лучшее в ней изобретение.
HOLLYS COFFEE (местная сеть кофеен)
Можно насладиться не только хорошим кофе с десертами, но и подкрепиться супом или салатом. Очень приятный интерьер с классным зонированием. На вашем пути могут встретиться разные форматы Hollys Coffee — и 3-этажные кофейни, и компактные местечки на станциях метро. Может быть, дело в сходстве с нашими фирменными цветами, но эта сеть показалась нам самой стильной!
STARBUCKS RESERVE (новый сегмент в легендарной сети)
Starbucks восхищает нас своим умением всегда быть в тренде. Они запустили вторую линейку кофе собственной обжарки с разными блендами — Reserve. В новом формате они занимаются альтернативным проливом, но не отказываются от традиционного — Starbucks Reserve соседствует с классическим Starbucks, отличаясь подходом, дизайном, оборудованием и стилем официальной продукции.
Путешествуйте — это всех вдохновляет!