Корпоративный портал мы запустили ещё летом 2020-го — подробно о нём можно почитать в большом блоге Дмитрия Лутченко. Я расскажу о том, как продолжилась работа над ним во второй половине года — что планировали сделать, какие задачи добавились в процессе и что получилось на выходе.
Наши планы на второе полугодие 2020
Мы собирались закончить первый этап автоматизации работы отдела контроля качества (ОКК) и приступить к разработке виртуального помощника Coffee Machine Bro — системы, которая поможет менеджеру или партнёру эффективнее управлять кофейней, минимизировав негативное влияние человеческого фактора.
К концу года мы всё-таки завершили первый этап для ОКК
Перенесли на портал процесс заполнения чек-листов во время санитарных проверок кофеен и обеспечили техническую возможность для участия в проверках внештатных инспекторов (не сотрудников «Кофемашины»).
Для этого были реализованы:
1. Конструктор чек-листов для инспекторов отдела контроля качества — теперь они могут формировать контрольные листы самостоятельно, учитывая особенности различных объектов, без помощи со стороны ИТ-отдела.
2. Возможность внештатных инспекторов проходить на портале обучение по проведению инспекции.
3. Инструмент для сбора фотосвидетельств (две версии: сначала рабочая, а затем удобная) — каждый пункт чек-листа требует фотофиксации, а приложение пошагово ведёт внештатного инспектора по списку и помогает сделать правильные снимки (текстовыми подсказками и визуальными примерами).
4. Инструмент для оценки фотосвидетельств, интегрированный в систему обращений отдела контроля качества, — сотрудник ОКК просматривает каждый снимок и выносит решение о наличии нарушений. Если есть нарушение или сомнение, то после проверки чек-листа система автоматически создаёт по нему обращение, с которым продолжится работа.
Мы в целом оптимизировали раздел с обращениями отдела контроля качества — он стал загружаться гораздо быстрее.
Для менеджеров реализовали удобное средство просмотра чек-листов по их кофейням
Во-первых, сразу видно обращения, сформированные по итогам инспекции (не нужно искать их в общем списке, например, среди жалоб гостей). Во-вторых, менеджер видит, кто и когда проводил проверку, кто из инспекторов отдела контроля качества оценивал результаты. Видит фотосвидетельства по каждому пункту, заключение инспектора и ссылки на обращения (если таковые есть).
Попутно мы затеяли переезд с облака Mail.ru на развёрнутый на нашем сервере Nextcloud и приправили это авторизацией через портал c помощью OpenID
Раньше для доступа к облачному хранилищу файлов Mail.ru использовались одни учётные записи, на нашем портале — другие. Переезд и внедрение протокола проверки подлинности OpenID позволили нам реализовать доступ сотрудников в обе информационные системы через единую учётную запись вместо нескольких.
А далее сообразили на троих (Академия Кофемашины, отдел контроля качества, ИТ-отдел) и запустили процесс контроля грейдов сотрудников
Грейдовая система тоже подробно описана в большом блоге про портал. В конце ноября — начале декабря отдел контроля качества, используя штатное расписание и отчёт на портале, массово проверил наличие грейдов (компетенций) у сотрудников кофеен — это была разовая акция. Если говорить про систематическую проверку, то сейчас при рассмотрении обращений от гостей ОКК проверяет наличие необходимых грейдов у сотрудников, выполнявших заказ. Мы сделали более удобный интерфейс для контроля.
Так как основные задачи по разработке этой системы были завершены ещё в конце первого полугодия, во втором мы в основном морально поддерживали сотрудников Академии и ОКК, которые привыкали работать с новой системой, и отрабатывали обращения с подозрениями на некорректную работу портала.
В декабре внепланово пришлось привести академическую часть в соответствие с последними изменениями в стандарте обучения
Изменения направлены не просто на контроль наличия определённого грейда у сотрудника, но и на обеспечение уверенности менеджера, собственника кофейни, Академии и управляющей компании в актуальности его знаний.
Мы добавили автоматическое переназначение проваленных экзаменов по грейдам — раз в сутки и до тех пор, пока сотрудник их не сдаст (ведь главное, чтобы он усвоил материал). То же самое сделали для аттестаций, назначаемых Академией, — только здесь крайний срок, после которого аттестации уже не переназначаются, устанавливает сама Академия.
Закончили работу над механизмом, который отправляет уведомления линейным сотрудникам и менеджерам (о назначенных уроках, о просроченных экзаменах, об изменении кармы и так далее), — теперь он работает стабильно и быстро.
Внедрили механизм аннулирования грейдов при несвоевременном изучении материалов или непрохождении назначенной аттестации.
Привели в порядок дерево грейдов для менеджеров — теперь у них нет преимуществ в его прохождении по сравнению с линейными сотрудниками, все шаги также последовательны.
Также упростили поиск справочного материала — через поисковую строку, доступную почти на всех страницах портала.
И после исправления пары мелких ошибок (благодаря обратной связи от коллег) наконец запустили новостную ленту, чтобы сотрудники находились в одном информационном поле. С хорошим контентом она вдвойне прекрасна и интересна!
Попутно сократили перечень поддерживаемых порталом браузеров до Chrome и Safari
Это позволило освободить ресурсы, которые тратились на обеспечение работы портала в остальных браузерах.
Как это обычно бывает, многое пошло не по плану
Для начала — реализация чек-листов с фотосвидетельствами на портале. На налаживание работы с камерой через браузер (стандарт WebRTC, если вам интересно) и хранение фото на телефоне (стандарт IndexedDB) мы потратили ощутимо больше времени, чем планировали. Несмотря на то что современные браузеры значительно продвинулись вперёд в плане единообразной поддержки стандартов, отличия всё равно остаются, притом иногда существенные.
Вторая проблема была связана со значительным уточнением в концепции грейдов и новыми требованиями к системе. В 2020-м мы уже не ожидали принципиальных изменений в академической части и собирались вернуться к этому разделу только в 2021 году, но планы изменились.
И третья проблема — самоизоляция нашей команды в связи с подозрением на COVID и случившийся в этот период ледяной дождь во Владивостоке (в ноябре). Тяжело что-либо разрабатывать, когда у тебя нет электричества, света или воды, а для доступа в интернет — только мобильная сеть GPRS/EDGE.
Суммарно всё это сдвинуло наши планы на три с небольшим человеко-месяца.
Уходить в новый год с незавершенными задачами не хотелось, поэтому виртуального помощника мы отложили на следующий год, а в ноябре и декабре сконцентрировались (читайте — работали по субботам в течение семи недель) на доработке академической части, про которую я рассказал выше.
Ещё из позитивного — в сентябре наша команда расширилась
Пополнилась ещё одним разработчиком, который сумел быстро влиться в проект и начал выдавать результаты. Его основная специализация – front-end, то есть та часть сайта, которая работает в браузере.
Что в планах на первое полугодие 2021?
Конечно же, реализация Coffee Machine Bro!