Наладить логистику по Приморскому краю — было первой глобальной задачей, которую мне поставили сразу после моего прихода в компанию четыре года назад и на выполнение которой мне потребовалось два месяца.
В тот момент никого не устраивала система поставки продуктов в кофейни, она попросту не была отлажена.
ЗАЧЕМ НАМ ВООБЩЕ ЧТО-ТО ВОЗИТЬ?
Часть продуктов кофейни закупают сами (при этом все поставщики согласованы с управляющей компанией), а часть — поставляется из нашего собственного производства. Это полуфабрикаты и заготовки, которые по нормам пищевой безопасности нельзя делать в кофейне. Например, мясные продукты разделываются и маринуются в цеху, там же подвергаются шоковой заморозке, а в кофейне лишь доготавливаются.
Развозить эти товары по «Кофемашинам» необходимо в специальных условиях — с соблюдением температурного режима и санитарных правил.
С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ НАША ЛОГИСТИКА
С поиска подрядчика. Это был мой первый опыт по подбору персонала. Я обзвонил все организации и частные лица, занимающиеся перевозками в нашем городе.
Нюансов было много: на тот момент у нас уже работало больше 20 объектов в Приморье (кажется, 18 «Кофемашин» во Владивостоке, Артёме, Уссурийске и 4 гриль-бара «Гризли»); в кофейнях в то время не хватало холодильного оборудования, поэтому требовалась ежедневная доставка из цеха; да и грузовик-рефрижератор нужен был специфичный, с будкой, разделённой на два температурных режима, — для замороженной продукции и для охлаждённой, которую нельзя перемораживать.
Найти ответственного человека, который будет каждый день выходить на полноценный маршрут, оказалось непросто. Люди встречались очень разные. Могли сказать: «Знаете, сегодня я не могу, а завтра могу только с двух до трёх». Нам такое не подходило.
И ВСЁ ЖЕ Я НАШЁЛ ПОДРЯДЧИКА
Не только с подходящей нам реф-машиной, но со штатом водителей и собственной ремонтной мастерской. Оказалось, он занимается обслуживанием своего и других рефрижераторов, а значит, может оперативно отремонтировать автомобиль и не пропускать смены — в этом мы не ошиблись.
После нескольких месяцев в испытательном режиме мы перешли к полноценной работе, и спустя три года смело можем называть Евгения (того самого подрядчика) нашим партнёром.
ПОЛОМКИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПЕРЕВОЗОК
Да, так и вышло — наш подрядчик сам решает все непредвиденные моменты, о каких-то поломках знаем только мы с ним, я и то не всегда. Наши партнёры в таких случаях могут даже не знать, что возникла проблема (при условии, что причина поломки сразу ясна и время на исправление понятно), и не волноваться по этому поводу, они просто получают свои товары с незначительной задержкой, о которой я их предупреждаю.
А технике свойственно выходить из строя. Регулярно. Первый такой случай произошёл через три месяца после начала сотрудничества — возникли неполадки в компрессоре, охлаждающем будку. Ко мне в офис ворвался операционный директор Владимир Харченков, взбудораженно объясняя, что нужно что-то решать с доставкой, искать другую машину, чтобы сеть не осталась без сырья. Я с холодным умом и спокойным сердцем позвонил Евгению, услышал ответ «Час, два — и поедем» и заверил Владимира, что всё хорошо, а сам боролся с внутренним волнением. Но наш перевозчик — ответственный человек (а ещё умеет убеждать), рейс состоялся. За эти годы ломалось всё, что может сломаться, но он никогда нас не подводил.
СЕТЬ РАСТЁТ, УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ОБЪЁМ ПОСТАВОК
С тех пор количество кофеен в Приморье выросло до 40+, а ещё у нас есть возможность поставлять продукцию из цеха в «Кофемашины» Хабаровского края, и мы её используем. За это время мы не раз корректировали маршруты и искали оптимальные решения.
В период коронакризиса ввели новую систему доставки — она была в планах, и мы решили не откладывать её на более позднюю дату. С этим связана запоминающаяся история поломки и вытекающие из неё выводы.
По новому маршруту автомобиль идёт в Хабаровск, попутно захватывая кофейни от Черниговки до Лучегорска и заезжая в Арсеньев (это крюк в 200 километров). В начале июня мы впервые грузили машину на этот рейс — заполнили трёхтонный рефрижератор под завязку. Я сам был на погрузке, а Евгений по традиции сам делал первый рейс, чтобы детально изучить маршрут и выбрать оптимальную последовательность — сначала в Спасск-Дальний или в Арсеньев.
Я «перекрестил» Евгения в дорогу, но моё напутствие не помогло, всё пошло не по плану. По пути из Арсеньева в Спасск сломался радиатор, фреон перестал охлаждать будку. Ночь, ливень, полный замороженной продукции кузов, Евгений. Он нашёл грузовик, который дотянул его до Спасска, попытался устранить неисправность на месте (не вышло) и в 3 часа утра вызвал в Спасск своих ребят, которые на прицепе везли его до Владивостока. Всё это время они постоянно мониторили температуру, она оставалась в допустимых переделах (поднялась до -12 при заявленных -18).
В 10 утра я позвонил поинтересоваться, как дела. Пока слушал эту историю, прибавилось несколько сотен седых волос, но уже через несколько часов путь был возобновлён. Я предупредил о нештатной ситуации франчайзи, в итоге все от Черниговки до Хабаровска получили свои заявки с задержкой на сутки, но с пониманием (за что мы всегда им очень благодарны).
В итоге мы сделали выводы и разработали маршрут Владивосток-Уссурийск-Арсеньев, который будет действовать два раза в неделю. Это стратегическое решение позволит нам минимизировать риски задержки товара в случае форс-мажора. Меньше маршрут — меньше рисков.
Параллельно возобновили рейс на Находку, раньше по пути было только Фокино, позже появился Большой Камень, одного рейса в неделю оказалось мало, мы добавили ещё один. Отдельный рейс идёт в Хабаровск, теперь без заезда в Арсеньев. И продолжим экспериментировать.
СЕГОДНЯ ГЕОГРАФИЯ ПЕРЕВОЗОК ОХВАТЫВАЕТ ВЕСЬ ПРИМОРСКИЙ КРАЙ
Все объекты в сторону Находки и в сторону Хабаровска, Арсеньев. Исключение составляют только Пограничный и Барабаш — эти кофейни не готовы оформлять заявки, но в будущем мы легко включим их в маршрут, такие варианты уже проработаны. А пока Пограничный и Барабаш по мере необходимости сами получают свои грузы в цеху и перевозят их в промышленных холодильниках — термобоксах.
УСЛОВИЯ ДОСТАВКИ ПАРТНЁРАМ
Раньше франчайзи сами оплачивали каждый рейс, сейчас мы пришли к тому, что можем взять затраты по доставке на себя. Есть определённые требования для партнёров к оформлению заказов — делать заявку на определённую сумму. Всё это сделано для оптимизации маршрута, потому что везти 1 кг за 800 км — нелогично. Но мы идём навстречу, и если партнёр недобрал на несколько тысяч рублей, то не отказываем ему, а переносим эту сумму на следующий месяц.
«КОФЕМАШИНА» НА ДОРОГАХ ПРИМОРЬЯ
В этом году в переговорах с нашим перевозчиком мы пришли к необходимости покупать новую большую будку специально под нашу компанию. Евгений пошёл нам навстречу и вложил в покупку свои деньги, а мы провели дополнительную индексацию оплаты перевозок (которую обычно делаем один раз в год), не дожидаясь следующего года, чтобы нашему партнёру было легче выплатить средства за покупку.
Когда мы только начинали сотрудничать, то забрендировали рефрижератор, на котором выполнялись наши маршруты. Теперь он слишком мал для нас, перевозит другие грузы, его больше не украшает дизайн «Кофемашины».
Пока мы ждём новую будку, нашу продукцию развозит вспомогательный автомобиль (его всегда держат под нас, чтобы перевозки не останавливались, когда основной внепланово встаёт на ремонт) без каких-либо опознавательных знаков. Но совсем скоро на дорогах Приморья можно будет увидеть большой и красивый фирменный грузовик, знайте — он везёт продукцию в ваши любимые кофейни.